обновлён
12.12.2024
Спасибо, Ваш запрос пролучен
Ошибка отправки формы
Пример: 64226-2201010-02, вал карданный, МАЗ, 631208
Предисловие.
Министерством автомобильной и тракторной промышленности СССР введена единая система нумерации деталей для автомобильной техники и колесных тракторов. Детали машин производства автозаводов СССР, СНГ, России нумеруются в соответствии с разработанными отраслевыми стандартами. Эти номера применяются для составления чертежей, каталогов запасных частей, планирования производства, составления заказов на запасные части.
В большинстве случаев для обозначения деталей автотехники используется числовая комбинация, состоящая из двух либо трёх цифробуквенных наборов.
Например:
Первая часть номера детали («префикс», «голова», «шапка») обозначает модель автотехники завода производителя в соответствии с классификацией 1945г. или отраслевой нормали 1966г. Так в 7522-2201010-02, первый номер 7522 обозначает грузовой самосвал БелАЗ (аналогично далее 2101 – легковой автомобиль ВАЗ, 9506 – самосвальный полуприцеп МАЗ, 3205 – автобус ПАЗ, 53205 – бортовой грузовой автомобиль КамАЗ). В отдельных случаях префикс обозначает код завода-производителя либо саму деталь;
Вторая часть («основной номер», «тело», «середина») в данной нумерации состоит из семи цифр и определяет принадлежность детали к определенной группе и входящей в неё подгруппе: В нашем примере – 7522-2201010-02, где 22 – карданные валы (2201 – «вал карданный привода заднего моста») В других примерах: 29 – подвеска (2905 – «амортизатор передний», 2919 – «штанга реактивная задней подвески»), 34 – рулевое управление (3405 – «цилиндр силовой гидроусилителя»);
Третья часть («суффикс», «индекс», «хвост») содержит информацию о стадии развития конструкции детали либо о её особенности среди аналогичных. Отсутствие индекса в номере детали свидетельствует о базовом (прототипном) варианте. Пример: 7522-2201010-02 показывает, что конструкция карданного вала 7522-2201010 была модифицирована.
Часть 1. «Голова»
Автомобильный подвижной состав разделяется на грузовой, пассажирский и специальный:
к грузовому составу относятся бортовые автомобили, тягачи, самосвалы, прицепы и полуприцепы,
к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, а также пассажирские прицепы и полуприцепы,
к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения специализированных работ.
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъёмности. По назначению грузовые автомобили подразделяются на бортовые, самосвалы, тягачи. Пассажирские автомобили вместимостью не более 8 человек, не включая водителя, относятся к легковым, свыше 8 человек – к автобусам. По назначению автобусы подразделяются на городские, местного сообщения, междугородные и туристические. К специальному подвижному составу относится различная автотехника, предназначенная для различных специализированных работ и имеющая специально смонтированное оборудование: рефрижераторы, пожарные автомобили, автокраны, коммунальная техника, техника нефтегазодобывающей отрасли и т.п.
Первая единая система классификации автотранспортных средств (АТС) начала действовать в 1945 году. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими буквенные обозначения завода-изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава из выделенного диапазона:
Диапазон |
Предприятие |
Примечание |
1-99 |
Горьковский автомобильный завод им. Молотова ("ГАЗ") |
ГАЗ-93 выпускал Одесский автосборочный завод (ОдАЗ) |
100-199 |
Завод им. Сталина (ЗИС) |
с 1956 г. Завод им. Лихачева (ЗиЛ) |
200-249 |
Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) |
с 1959 г. Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). Исключения: МАЗ-200, МАЗ-205 |
250-299 |
Новосибирский автомобильный завод (НАЗ) |
с 1949 г. завод передали в другую отрасль промышленности. Исключения: РАФ-251 |
350-399 |
Уральский автомобильный завод им. Сталина (УралЗИС) |
с 1959 г. Уральский автомобильный завод (УралАЗ) |
400-449 |
Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) |
с 1971 г. Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола (АЗЛК) |
450-484 |
Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) |
. |
485-499 |
Днепропетровский автомобильный завод (ДАЗ) |
исключение - ЗИС-485 |
500-549 |
Минский автомобильный завод (МАЗ) |
в т.ч. Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) |
550-599 |
Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ) |
. |
600-649 |
Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) |
в т.ч. КАЗ-585 |
650-674 |
Горьковский завод автобусов (ГЗА) |
с 1950 г. диапазон передан Павловскому автобусному заводу им. Жданова (ПАЗ), в т.ч. Курганскому автобусному заводу (КАвЗ) |
675-694 |
Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) |
кроме троллейбусов ЗиУ-682, ЗиУ-683 завода им. Урицкого |
695-699 |
Львовский автобусный завод (ЛАЗ) |
. |
700-899 |
Автоприцепы различных заводов |
. |
940-949 |
Тартуский авторемонтный завод (АРТ) |
. |
965-974 |
Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) |
в т.ч. Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ) |
975-999 |
Рижский авторемонтный завод №2 (РАФ) |
. |
В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая
нормаль ОН 025270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного
подвижного состава: каждой новой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается
индекс, состоящий из четырех цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля
(прицепа, полуприцепа) по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине
для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (прицепов и полуприцепов).
Вторые две цифры – модель. Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру,
обозначающую порядковый номер модификации. 6-я цифра — вид исполнения: 1 —
для холодного климата, 6 — экспортное исполнение для умеренного климата, 7 —
экспортное исполнение для тропического климата, 8 и 9 — резерв для других экспортных
модификаций. Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02,
03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или
имеет дополнительные комплектации. Цифра 8 на первом месте означает прицеп, 9 —
полуприцеп. Перед цифровым индексом ставятся буквенные обозначения завода-изготовителя.
легковые и автобусы |
класс АТС |
две первые цифры индексов |
для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в дм3) |
особо малый до 1,2 |
11 |
малый от 1,2 до 1,8 |
21 |
|
средний от 1,8 до 3,5 |
31 |
|
большой свыше 3,5 |
41 |
|
высший, не регламентируется |
51 |
|
для автобусов по габаритной длине (в метрах) |
особо малый до 5,0 |
22 |
малый 6,0 — 7,5 |
32 |
|
средний 8,0 — 9,5 |
42 |
|
большой 10,5 — 11,0 |
52 |
|
особо большой, более 11,5 |
62 |
Пример:
* ВАЗ-21063:ВАЗ - завод-изготовитель (Волжский автозавод); 2 - объем двигателя (1,6л); 1 - вид автотранспорта - легковой автомобиль; 06 - номер модели в классе; 3 - номер модификации;
* ЛАЗ-4202: ЛАЗ - завод-изготовитель (Львовский автозавод); 4 - габаритная
длина (9,7м); 2 - вид автотранспорта - автобус; 02 - номер модели в классе.
грузовые и специальные |
полная масса, т |
эксплуатационное назначение автомобиля |
|||||
бортовые |
тягачи |
самосвалы |
цистерны |
фургоны |
специальные |
||
для грузовых автомобилей по полной массе, в тоннах |
до 1,2 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
19 |
1,2 - 2,0 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
29 |
|
2,0 - 8,0 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
39 |
|
8,0 - 14,0 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
49 |
|
14,0 - 20,0 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
59 |
|
20,0 - 40,0 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
69 |
|
свыше 40,0 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
79 |
Пример:
* КамАЗ-54112: КамАЗ - завод-изготовитель (Камский автозавод); 5 - полная масса (15125 кг); 4 - вид автотранспорта - седельный тягач; 11 - номер модели в классе, 2 - номер модификации.
* БелАЗ-7522: БелАЗ - завод-изготовитель (Белорусский автозавод); 7 - полная масса (51525 кг); 5 - вид автотранспорта - самосвал; 22 - номер модели в классе.
Полная масса снаряженного автомобиля — есть его собственная
масса с заправкой, полезным грузом, дополнительным снаряжением, водителем и пассажирами
в кабине.
Тягачи классифицируются по своей полной массе
плюс допустимая нагрузка на седло, причем одноосные тягачи — по собственной
массе плюс полный вес полуприцепа. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения
или уменьшения его полной массы в пределах 0,25 тонны для 1-го и 2-го классов и 1
тонны для остальных. Классы от 18 до 78 являются резервными.
прицепы и полуприцепы |
Прицепы |
Полуприцепы |
|
Первые две цифры индекса* |
Легковые |
81 |
91 |
Автобусные |
82 |
92 |
|
Грузовые (бортовые) |
83 |
93 |
|
Самосвальные |
85 |
95 |
|
Цистерны |
86 |
96 |
|
Фургоны |
87 |
97 |
|
Специальные |
89 |
99 |
|
Полная масса, т |
|||
Последние цифры индекса |
01 — 24 |
до 4 |
до 6 |
25 — 49 |
свыше 4 — 10 |
свыше 6 — 10 |
|
50 — 69 |
свыше 10 — 16 |
||
70 — 84 |
свыше 16 — 24 |
||
85 — 99 |
свыше 24 |
||
* Классы 84, 94, 88 и 98 являются резервными. |
Пример:
* МАЗ-83781: МАЗ – производитель (Минский автомобильный завод), 8 – прицеп, 3 – бортовой, 78 – полная масса (20 тн), 1 – номер модификации;
* ОдАЗ-9925: ОдАЗ – производитель (Одесский автосборочный завод), 9 – полуприцеп-фургон, 9 – специальный (для перевозки телят), 25 – полная масса (9 тн).
Необходимо отметить некоторые изменения в системе классификации автомобилей, принятых в последнее время следующими производителями:
МАЗ
После первых четырех цифр (сформированных согласно отраслевой нормали ОН 025270-66) следует буква с цифрой, обозначающей коды двигателей:
«0» – двигатель ЯМЗ уровня Euro-2 (поставлялся на экспорт в развивающиеся страны),
«А» – двигатель уровня Euro-3,
«В» – двигатель уровня Euro-4,
«Е» – двигатель уровня Euro-5.
Далее за буквой следует цифра, обозначающая группу мощности и тип двигателя:
2 – двигатели мощностью 230 л.с. (ЯМЗ-6563.10);
3 – двигатели мощностью 250 л.с. (ЯМЗ-6562.10);
5 – двигатели мощностью от 300 л.с. (ЯМЗ-536);
8 – V-образные двигатели семейства ЯМЗ-658 мощностью 400 л.с.;
9 – рядные двигатели мощностью от 400 л.с. В эту категорию попадает рядное семейство ЯМЗ-650, а также V-образные моторы Mercedes-Benz уровня Euro-4 и Euro-5.
Пример: МАЗ-5440А9. Расшифровка: МАЗ – завод-производитель, 5 – полная масса от 14 до 21 т (18500 кг); 4 – вид автотранспорта; 40 – порядковый регистрационный номер модели, А – двигатель экологического уровня Euro-3; 9 – двигатель мощностью от 400 л.с.
Примечание: в случае установки мотора Mercedes-Benz уровня Euro-4 буква «В» заменялась на цифру «1». Пример: МАЗ-544019.
КамАЗ
в экспериментальном порядке пробует новую систему индексации. Прообразом служит европейская система, заимствованная у Mercedes-Benz. Индекс представляет собой буквы, которые обозначают класс и назначение автомобиля:
Класс: |
Назначение: |
«С» – средний |
«М» – магистральный |
«М» – модернизированный |
«С» – самосвал. |
«В» – внедорожный |
|
«Т» – тяжелый |
|
«ТС» – тяжелый специальный |
|
После букв идёт четырёхзначный цифровой индекс: первые две цифры – полная масса в тоннах, вторые две цифры– мощность двигателя в л.с., умноженная на 10.
Пример: КамАЗ-ТВС3436 – тяжелый внедорожный самосвал полной массой 34 т с двигателем мощностью 360 л.с. По отраслевой нормали ОН 025270-66 эта машина называется КамАЗ-65222. Таким же образом предполагается перевести среднетоннажный бортовой КамАЗ-5308 в «КамАЗ-СМ1528», самосвал КамАЗ-6520 – в «КамАЗ-ТС3336», седельный тягач КамАЗ-5460 – в «КамАЗ-ТМ1840» и т.д.
КрАЗ
Кременчугский автозавод ввел новую систему обозначений на новые модели своих грузовиков. Новая система менее детализирована, чем старая, но более содержательна. От отраслевой нормали КрАЗ отказался в 1996 году и ввел первую собственную систему индексации моделей. Так, например, у самосвала КрАЗ-6130С4 первая цифра показывала класс грузоподъемности, вторая – стадию развития конструкции, третья и четвертая – мощность двигателя, умноженную на десять. Следующая за ней буква обозначала тип модели, а стоящая в конце цифра – число ведущих колес.
В 2009 г. была введена новая система индексации. Первая буква обозначает тип транспортного средства: «С» – самосвал, «Т» – седельный тягач, «Н» – шасси). После буквы указывается грузоподъемность в тоннах, после которой ставится точка. Следующая после точки цифра – это номер модификации. Далее следуют буквы. «Е» означает наличие односкатной ошиновки, «Х» – наличие полного привода.
Пример расшифровки: КрАЗ-Т17.0ЕX – Т - седельный тягач, 17 – нагрузка на седельно-сцепное устройство (17 тн), 0 - модификация базовая, Е - ошиновка односкатная, Х - полный привод колес.
КрАЗ-С18.0 – С – самосвал, 18 – грузоподъёмность (18 тн), 0 - модификация базовая, «отсутствие Е» - двускатная ошиновка, «отсутствие Х» - неполноприводный;
КрАЗ-Н30.0ЕХ – Н –шасси, 30 - грузоподъемность (30 тн), 0 - модификация базовая, Е - ошиновка односкатная, Х - полный привод колес.
Таким образом рассмотрено образование «префикса» в нумерации деталей на основании моделей автотехники. Используя вышеуказанную информацию с таблицами, можно определить принадлежность деталей, например:
* 24-2201010 – к модели а/м ГАЗ-24 (согласно классификации 1945г.),
* 677-2201010 – к модели автобуса ЛиАЗ-677 (согласно классификации 1945г.),
* 4320-2201010-03 – к модели а/м Урал-4320 (согласно отраслевой нормали 1966г.),
* 5440А9-2201010-01 – к модели а/м МАЗ-5440А9 (согласно отраслевой нормали 1966г. и введенной недавно внутренней классификации)
* 6233М6-2205010-001 – к модели а/м КрАЗ-6233М6 (согласно внутренней классификации 1996г.).
У смежных заводов-производителей часто применяется внутризаводской префикс. В первую очередь это связано с разнонаправленностью деятельности данных заводов, выпускающих продукцию к различным моделям автотехники. Так, 238-1002012-А5 «блок цилиндров ДВС-ЯМЗ238Н» ярославского моторного завода применяется в автомобилях МАЗ, КрАЗ, Урал, в автомотрисах. Маховик 245-1005120-А минского моторного заводаприменяетсяв автомобилях МАЗ, ЗиЛ, в автобусах ПАЗ. Входящий в состав автомобильного завода КамАЗ производитель двигателей ОАО «КАМАЗ-Дизель» (также именуемый как «КамАЗ»), тоже имеет собственную префиксацию, отличающуюся от основного завода. Например: 7403.1000412-62 «двигатель с оборудованием». При обозначении агрегатов перед заводскими префиксами указывается аббревиатура самого завода-производителя: ТМЗ8481.1000175 – «двигатель» тутаевского моторного завода, ЯМЗ236-1700003-В «коробка передач» ярославского моторного завода и т.д.
Примечание: в некоторых случаях аббревиатура префикса не связана с названием производителя деталей, а обозначает предприятие по особому регистрационному 4-буквенному коду организации-разработчика данной продукции согласно ГОСТ 2.201-80 («Единая система конструкторской документации»). В качестве примера можно привести следующую продукцию:
Деталь |
Производитель |
САКД 458201.050 «зеркало внешнее заднего вида» |
ПЧУП "Универсал Бобруйск" ОО "БелОГ", г. Бобруйск |
СНЛК 803-00.00.00.00 «отопитель в сборе» |
РУП "ОЗАА" г. Осиповичи |
УЛИГ 452995.001 «амортизатор» |
ОАО "БААЗ", г. Барановичи |
ШКЯМ 128.00.000 «ресивер» |
ОАО "ТАиМ", г. Бобруйск |
ШНКФ 453429.070 цилиндр гидроусилителя руля |
РУПП "БАГУ", г. Борисов |
В соответствии с ГОСТ 2.201-80 («Единая система конструкторской документации») в обозначении продукции указывается 4-буквенный код организации-разработчика, следующие за ним 6 цифр обозначают код продукции в соответствии с единым классификатором ОКП, последующие далее 3 цифры обозначают регистрационный номер документа по ГОСТ 2.102-68ТУ, последующие возможные индексы определяют модификации данной продукции. Например, ШНКФ 453461.133-60 расшифровывается следующим образом: «ШНКФ» – обозначение разработчика-производителя - "Борисовский завод Автогидроусилитель", «453461» – 6-значный код ОКП («запасные части для автомобильной техники»), «.133» - регистрационный номер («механизм рулевого управления автомобилей «УАЗ-3151»), «-60» - модификация продукции («универсальная модификация данного механизма»).
В «универсальных» единицах, применяемых в различных видах автотехники и производимых различными предприятиями, часто префикс обозначает саму деталь. Так ДГ12-3913010 «домкрат гидравлический с грузоподъёмностью до 12 тн» может применяться вместо стандартного номера 5320-3913010 (поскольку может использоваться не только для а/м КамАЗ, но также и для других моделей автотехники).
С 2004 года вступил в действие ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» с обозначениями, соответствующими принятым в международных требованиях по безопасности, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств, Правила ЕЭК ООН №36, №52 и др.):
Категория L - механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы
L1 Двухколесный мопед. |
L5 Трицикл. |
L2 Трехколесный мопед. |
L6 Легкий квадрицикл. |
L3 Мотоцикл. |
L7 Квадрицикл. |
L4 Мотоцикл с коляской. |
|
Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
M1 Легковые автомобили с типом кузова:
АА - седан. |
AD - купе. |
АВ - хэтчбек. |
АЕ - кабриолет. |
АС - универсал. |
AF - многоцелевое транспортное средство. |
M2 Автобусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сиденья, максимальная масса которых не превышает 5 т.
M3 Автобусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сиденья, максимальная масса которых превышает 5 т.
Категория N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов
N1 ТС, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
N2 ТС, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
N3 ТС, имеющие максимальную массу более 12 т.
Категория О - прицепы (включая полуприцепы)
O1 Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
O2 Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
O3 Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
O4 Прицепы, максимальная масса которых более 10 т.
Транспортные средства специального назначения категорий М, N и О:
SA - автомобиль-дом (кемпер), категория M1.
SB - бронированное транспортное средство.
SC - транспортное средство медицинской помощи, категория M.
SD - автомобиль для ритуальных услуг (катафалк).
Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться буквой С. Например, транспортное средство медицинской помощи категории M2 должно иметь обозначение M2С.
Категория Т - сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы
Категория G - транспортные средства повышенной проходимости категорий М и N
Буквы М и N могут сочетаться с буквой G. Например, транспортное средство категории N1, которое может использоваться как транспортное средство повышенной проходимости, допускается обозначать как N1G.
Классификация автотехники согласно ГОСТ Р 52051-2003 в настоящее время не влияет на систему обозначения деталей автотехники и представлена для ознакомления. Семёновых Валерий Викторович.
Часть 2. «Тело»
Основным в обозначении детали автотехники является его семизначный номер, следующий за «префиксом».
Например: 7522-2201010-02, 2101-2905004-02, 9506-2919010-10, 3205-3405005-030, 53205-3541121.Данный номер определяет принадлежность детали к определенным группам и подгруппам по конструктивному или функциональному признаку. В свою очередь он подразделен на три составляющие:
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ ПО ГРУППАМ И ПОДГРУППАМ:
10 Двигатель |
|
1000 Двигатель в сборе |
1010 Маслоприемник |
1001 Подвеска двигателя (силового агрегата) |
1011 Масляный насос |
1002 Блок цилиндров |
1012 Масляный насос грубой очистки (полнопоточный фильтр) |
1003 Головка блока цилиндров |
1013 Масляный радиатор |
1004 Поршни и шатуны |
1014 Вентиляция (масляного) картера |
1005 Коленчатый вал и маховик |
1015 Пусковой подогреватель двигателя |
1006 Распределительный вал |
1016 Привод распределителя зажигания |
1007 Клапана и толкатели |
1017 Фильтр очистки масла (центробежный) |
1008 Газопроводы (коллектор выпускной) |
1022 Устройство облегчения пуска "термостарт" |
1009 Масляный картер |
1029 Привод агрегатов |
11 Система питания двигателя |
|
1101 Топливный бак |
1112 Форсунка |
1102 Дополнительный топливный бак |
1117 Фильтр тонкой очистки топлива |
1103 Пробка топливного бака |
1121 Муфта опережения впрыска топлива |
1104 Топливные трубопроводы |
1127 Устройства дополнительные карбюратора |
1105 Фильтр-отстойник топлива (грубой очистки) |
1132 Форсунки электромагнитные |
1106 ТННД - Топливный насос низкого давления |
1137 Система автоматической очистки воздушного фильтра |
1107 Карбюратор |
1139 Электробензонасос |
1108 Управление карбюратором (акселератор, управление подачей топлива) |
1143 Терморегулятор воздуха |
1109 Воздушный фильтр |
1148 Дроссельный патрубок |
1110 Ограничитель частоты вращения коленчатого вала двигателя |
1160 Клапан редукционный |
1111 ТНВД - Топливный насос высокого давления |
|
12 Система выпуска газов двигателя |
|
1201 Глушитель |
1203 Трубы и подвеска глушителя |
1202 Резонатор |
1213 Система рециркуляции отработавших газов |
13 Система охлаждения |
|
1301 Радиатор |
1308 Вентилятор |
1302 Подвеска радиатора |
1309 Кожух вентилятора |
1303 Трубопроводы и шланги системы охлаждения |
1310 Жалюзи радиатора |
1304 Пробка радиатора |
1311 Бачок расширительный |
1305 Сливной кран |
1314 Масляный радиатор гидроусилителя механизма рулевого управления |
1306 Термостат |
1318 Гидромуфта привода вентилятора |
1307 Водяной насос |
1327 Воздуховоды системы охлаждения двигателя |
16 Сцепление |
|
1601 Сцепление |
1609 Усилитель привода управления сцеплением |
1602 Педаль и привод управления сцеплением |
|
17 Коробка передач |
|
1700 Коробка передач в сборе |
1726 Привод вакуумной блокировки межосевого дифференциала |
1701 Коробка передач |
1729 Межосевой дифференциал |
1702 Механизм переключения передач |
1770 Делитель передач |
1703 Механизм управления КПП |
1771 Механизм переключения делителя передач |
1720 Демультипликатор коробки передач |
1772 Привод управления механизмом переключения делителя передач |
1722 Механизм переключения передач демультипликатора коробки передач |
|
18 Раздаточная коробка |
|
1800 Раздаточная коробка в сборе |
1803 Механизм переключения передач |
1801 Подвеска раздаточной коробки |
1804 Привод управления механизмом переключения передач |
1802 Раздаточная коробка |
|
20 Гидравлический привод мостов полуприцепа |
|
2022 Система питания гидравлического привода мостов полуприцепа |
|
22 Карданные валы |
|
2200 Карданные валы (карданная передача трансмиссии) |
2205 Карданный вал среднего моста |
2201 Карданный вал основной заднего моста |
2215 Приводы передних колес (валы карданные полуосей переднего моста) |
2202 Основной карданный вал |
2217 Приводы задних колес |
2203 Карданный вал переднего моста |
2218 Привод раздаточной коробки |
2204 Карданный вал промежуточный заднего моста |
|
23 Передний ведущий мост |
|
2300 Передний ведущий мост в сборе |
2303 Дифференциал и полуоси переднего ведущего моста |
2301 Картер переднего ведущего моста (и коробки передач) |
2304 Поворотные кулаки переднего ведущего моста |
2302 Редуктор переднего ведущего моста (главная передача) |
|
24 Задний мост |
|
2400 Задний мост в сборе |
2402 Редуктор заднего моста (главная передача) |
2401 Картер заднего моста |
2403 Дифференциал и полуоси заднего моста |
25 Средний мост |
|
2500 Средний мост в сборе |
2506 Дифференциал межосевой |
2501 Картер среднего моста и кожух полуосевой |
2509 Механизм блокировки межосевого дифференциала |
2502 Редуктор среднего моста (главная передача) |
2511 Привод включения блокировки межосевого дифференциала |
2503 Дифференциал и полуоси среднего моста |
|
27 Седельное устройство |
|
2702 Седельное устройство |
2707 Устройство тягово-сцепное |
2703 Сцепной механизм седельного устройства |
|
28 Рама |
|
2800 Рама в сборе |
2806 Передний буксирный крюк |
2801 Рама |
2807 Кронштейн переднего номерного знака |
2802 Брызговики |
2808 Кронштейн заднего номерного знака |
2803 Передний буфер |
2811 Подрамник задний |
2804 Задний буфер |
2815 Щит предохранительный |
2805 Буксирный прибор |
|
29 Подвеска автомобиля |
|
2901 Передняя подвеска в сборе |
2913 Дополнительные рессоры |
2902 Передние рессоры (пружины передней подвески) |
2914 Рычаги задней подвески |
2904 Стойки и рычаги подвески |
2915 Амортизаторы задней рессоры |
2905 Передние амортизаторы |
2916 Стабилизатор поперечной устойчивости задний |
2906 Стабилизатор передней подвески |
2918 Задняя балансирная подвеска |
2910 Подвеска задняя |
2919 Реактивные штанги задней подвески |
2912 Задние рессоры (пружины задней подвески) |
|
30 Рулевые тяги. Передняя (и задняя) ось |
|
3000 Передняя ось в сборе |
3003 Рулевые тяги |
3001 Передняя ось и поворотные кулаки |
3010 Кулаки поворотные задней подвески |
31 Колеса и ступицы |
|
3101 Колеса |
3106 Покрышки и камеры, шины бескамерные |
3102 Колпаки |
3113 Ступицы задних колес |
3103 Ступицы передних колес |
3122 Кран управления давлением к системе накачивания шин |
3104 Ступицы задних колес |
3124 Подвод воздуха к шинам |
3105 Держатель запасного колеса |
3125 Трубопроводы системы накачивания шин |
34 Рулевое управление |
|
3400 Рулевое управление в сборе |
3408 Трубопроводы гидроусилителя механизма рулевого управления |
3401 Рулевое управление (механизм рулевого управления) |
3414 Тяги рулевые |
3402 Рулевое колесо |
3419 Радиатор масляный гидроусилителя руля |
3403 Крепление (колонки) рулевого управления |
3422 Вал карданный рулевого управления |
3405 Цилиндр силовой гидроусилителя |
3430 Клапаны управления гидроусилителем |
3407 Насос гидроусилителя механизма рулевого управления |
3444 Колонка рулевого управления |
35 Тормоза |
|
3501 Рабочие тормоза (передние ножные) |
3521 Соединительная головка пневмотормозов |
3502 Задние ножные (рабочие) тормоза (и тормозные барабаны) |
3522 Клапаны управления тормозами прицепа |
3504 Педаль и привод механизма управления тормозами (привод тормозного крана) |
3533 Регуляторы тормозных сил |
3505 Главный цилиндр тормоза (гидротормозов) |
3534 Регуляторы пневмотормозов |
3506 Трубопроводы пневмотормозов |
3535 Регулятор тормозного момента гидравлических систем |
3507 Стояночный тормоз |
3536 Аппаратура для обезвоживания сжатого воздуха |
3508 Привод стояночного тормоза (управление ручным тормозом) |
3537 Краны тормозные с ручным управлением |
3509 Компрессор пневмотормозов |
3546 Сигнализация прекращения действия тормозов аварийная |
3510 Усилитель тормоза вакуумный |
3550 Усилитель (гидровакуумный) |
3512 Регулятор давления |
3551 Механизм следящий усилителя |
3513 Воздушные баллоны пневмотормозов |
3552 Трубопровод (гидровакуумного) усилителя |
3514 Кран управления пневмотормозами (тормозной кран) |
3553 Фильтр воздушный гидроусилителя |
3515 Клапан-ограничитель падения давления (контрольно-предохранительная аппаратура) |
3560 Трубопроводы пневмотормозов |
3518 Клапан ускорительный пневмотормозов |
3562 Клапаны обратные /перепускные/ |
3519 Камеры тормозные |
3570 Тормоз вспомогательный |
3520 Разобщительный кран |
3579 Гидроагрегат антиблокировочной системы |
37 Электрооборудование |
|
3701 Генератор |
3722 Предохранители (электрических цепей) |
3702 Реле-регулятор (напряжения) |
3723 Соединители электропроводов |
3703 Аккумуляторная батарея |
3724 Электропровода |
3704 Выключатель зажигания (замок зажигания) |
3725 Прикуриватель |
3705 Катушка зажигания |
3726 Указатели поворота (передние) |
3706 Датчик-распределитель |
3727 Прожектор |
3707 Свечи зажигания (запальные) и провода |
3730 Электродвигатели (электродвигатель отопителя) |
3708 Стартер |
3731 Фонарь сигнальный |
3709 Электрические переключатели (переключатель света центральный) |
3733 Блокировочные устройства |
3710 Электрические выключатели (ножной переключатель света) |
3734 Транзисторный коммутатор |
3711 Фары |
3735 Сигнализация внутренняя |
3712 Подфарники |
3737 Выключатель массы (батареи) |
3713 Освещение щитка приборов |
3738 Сигнализация световая |
3714 Плафоны внутреннего освещения |
3740 Свечи накаливания |
3715 Переносная и подкапотная лампы |
3741 Электрооборудование предпускового подогревателя |
3716 Фонари задние |
3743 Фары противотуманные |
3717 Фонарь освещения номерного знака |
3747 Реле разного назначения |
3718 Гидрокорректор фар |
3756 Фароочиститель |
3719 Арматура светомаскировочная |
3757 Фонари опознавательные |
3720 Выключатель сигнала торможения |
3761 Блоки управления |
3721 Сигналы звуковые |
|
38 Приборы |
|
3801 Щиток приборов (комбинация) |
3817 Таксометр |
3802 Спидометр |
3819 Вал гибкий (спидометра) |
3803 Контрольные лампы (Фонари контрольных ламп) |
3827 Датчик указателя уровня топлива |
3804 Часы |
3828 Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости |
3805 Щиток прибора |
3829 Датчик указателя давления масла |
3806 Указатель уровня топлива |
3830 Манометры |
3807 Приемник указателя температуры воды |
3846 Датчики диагностики |
3808 Указатель температуры воды |
3847 Блок электронного управления |
3810 Манометры (указатель давления масла) |
3848 Приборы и аппаратура диагностики |
3811 Указатель тока |
3861 Система электронного управления АБС |
3813 Тахометр |
3862 Датчики антиблокировочной системы тормозов |
3814 Индикатор засоренности воздушного фильтра |
3868 Искрогасящее устройство |
3816 Воздушный манометр |
|
39 Шоферский инструмент и принадлежности |
|
3901 Разный шоферский инструмент |
3912 Санитарные принадлежности |
3903 Таблички (инструкционные) |
3913 Домкраты |
3904 Таблички заводские |
3914 Утеплитель капота |
3905 Инструмент шанцевый |
3916 Насос для ручного переливания топлива |
3906 Комплект запасных частей |
3917 Шланг для накачивания шин |
3907 Буксирный трос |
3919 Ящик для инструмента |
3909 Запасные бачки (для масла) |
3924 Специальный инструмент |
3910 Огнетушитель |
3925 Тали подъема запасного колеса |
3911 Шприцы для смазки |
3927 Упоры противооткатные |
42 Спецоборудование |
|
4201 Компрессор |
4221 Баллон воздушный |
4202 Коробка отбора мощности односкоростная |
4222 Кран управления давлением системы накачки шин |
4206 Коробка отбора мощности реверсивная односкоростная |
4223 Блок шинных кранов |
4207 Коробка отбора мощности |
4224 Головка подвода воздуха к шинам колес |
4216 Управление коробкой отбора мощности |
4225 Трубопроводы системы накачки шин |
45 Лебедка |
|
4501 Лебедка |
4504 Трос и крюк лебедки, цепь |
4502 Карданные валы привода лебедки |
4505 Блок лебедки |
4503 Управление лебедкой |
|
47 Оборудование дополнительное |
|
4711 Электронагреватели сидений |
|
50 Кабина (Кузов) |
|
5000 Кабина (кузов) в сборе |
5001 Крепление кабины (кузова) |
51 Детали основания (пола) кабины, Пол кузова |
|
5101 Детали пола (основание кузова), пол |
5110 Пол багажника |
5102 Настил пола |
5112 Термошумовая изоляция |
5107 Кожух пола |
5113 Люки пола |
5109 Коврики пола (и багажника) |
5130 Уплотнители |
52 Ветровое окно |
|
5201 Рама ветрового окна |
5205 Стеклоочиститель и привод |
5202 Петли ветрового стекла |
5206 Стекла и уплотнение ветрового стекла (детали) |
5204 Механический подъемник ветрового стекла |
5208 Обмыв ветрового стекла (омыватель) |
53 Передок кабины |
|
5301 Каркас и панели передка |
5314 Мотоотсек передка |
5302 Обивка передка |
5313 Люки передка |
5303 Вещевой ящик |
5325 Панель приборов |
5304 Вентиляция передка |
5326 Консоль панели приборов |
5312 Термоизоляция передка |
|
54 Боковина кузова |
|
5401 Боковина |
5403 Окно стенки боковины задка кузова |
5402 Обивка боковины кузова |
|
56 Задок кабины (задок кузова) |
|
5601 Детали задка кузова |
5607 Полка багажника |
5602 Обивка (полки) задка |
5608 Обивка багажника |
5603 Окно задка |
5612 Термошумовая изоляция задка кузова |
5604 Крышка багажника кузова |
5613 Крышка люка запасного колеса |
5605 Детали багажника (петли и упор крышки) |
5629 Воздуховод (вентиляция вытяжная) |
5606 Замок, ручка и привод (багажника) |
|
57 Крыша кабины (кузова) |
|
5701 Детали крыши кузова |
5712 Термошумовая изоляция |
5702 Обивка крыши внутренняя |
5713 Вентиляция кабины |
61 Дверь кабины передняя |
|
6100 Дверь кабины передняя в сборе |
6105 Замок и ручки передней двери |
6101 Каркас и панели кабины (детали передней двери) |
6106 Навески передней двери |
6102 Обивка передней двери |
6107 Уплотнение передней двери |
6103 Окно передней двери |
6112 Термошумоизоляция передней двери |
6104 Механизм перемещения стекла двери (стеклоподъемник) |
6114 Подлокотник передней двери |
62 Задняя дверь |
|
6200 Дверь задняя в сборе |
6205 Замок и ручки задней двери |
6201 Дверь задняя |
6206 Замок и ручки (навеска задней двери) |
6202 Обивка задней двери |
6207 Уплотнитель задней двери |
6203 Окно задней двери |
6212 Термошумоизоляция задней двери |
6204 Стеклоподъемник (механизм перемещения стекла) |
6214 Подлокотник задней двери |
63 Дверь задка кузова |
|
6300 Дверь задка кузова в сборе |
6305 Замок и ручка |
6301 Детали двери |
6306 Навеска двери задней (и механизм уравновешивания замка двери задка) |
6302 Обивка двери задка кузова |
6307 Уплотнитель двери задка кузова |
6303 Окно задка двери |
6313 Стеклоочиститель двери задка |
68 Сиденье водителя |
|
6800 Сиденье водителя в сборе (и переднее сиденье) |
6823 Подушка заднего сиденья |
6801 Остов сиденья |
6824 Механизм регулирования положения заднего сиденья |
6803 Подушка сиденья водителя (и переднего сиденья) |
6825 Спинка заднего сиденья (основание) |
6804 Механизм регулирования сиденья водителя (и переднего сиденья) |
6826 Подлокотник заднего сиденья |
6805 Спинка сиденья водителя (и переднего сиденья) |
6828 Подголовник заднего сиденья |
6808 Подголовник сиденья водителя |
6840 Сиденье двухместное |
6809 Амортизатор сиденья |
6841 Остов двухместного сиденья |
6810 Сиденье переднее |
6842 Обивка двухместного сиденья |
6812 Обивка переднего сиденья |
6843 Подушка сиденья пассажира |
6813 Подушка переднего сиденья |
6845 Спинка двухместного сиденья |
6814 Механизм регулирования положения переднего сиденья |
6870 Сиденье откидное |
6815 Спинка переднего сиденья |
6871 Остов откидного сиденья |
6818 Подголовник переднего сиденья |
6873 Подушка откидного сиденья |
6820 Сиденье заднее |
6875 Спинка откидного сиденья |
6822 Обивка заднего сиденья |
|
69 Пассажирское сиденье |
|
6900 Сиденье в сборе (переднее) |
6904 Механизм регулировки сиденья |
6901 Остов сиденья (переднего) |
6905 Спинка пассажирского сиденья |
6902 Обивка сиденья |
6906 Подлокотник переднего сиденья |
6903 Каркас переднего пассажирского сиденья |
|
70 Заднее сиденье |
|
7000 Заднее сиденье в сборе |
7003 Каркас подушки заднего сиденья |
7001 Остов заднего сиденья |
7005 Каркас спинки заднего сиденья |
7002 Обивка заднего сиденья |
7006 Подлокотник заднего сиденья |
71 Сиденье одноместное |
|
7100 Сиденье одноместное в сборе |
|
73 Сиденье трехместное |
|
7300 Сиденье трехместное в сборе |
|
75 Откидное сиденье |
|
7500 Откидное сиденье в сборе |
|
78 Перегородка |
|
7800 Перегородка в сборе |
7802 Накладка перегородки |
7801 Перегородка |
7803 Окно перегородки |
79 Радиооборудование |
|
7901 Радиоприемник |
7905 Провода радиооборудования |
7903 Антенна |
7909 Громкоговоритель |
7904 Фильтры радиопомех |
|
80 Оборудование специализированное |
|
8005 Сиденье сопровождающего |
8009 Бачок для воды |
8008 Ящик для предметов ухода |
8036 Крепление возимого оборудования |
81 Отопление и вентиляция кабины |
|
8101 Отопитель (кузова) |
8111 Компрессор хладагента |
8102 Обогрев ветрового стекла |
8112 Конденсатор |
8103 Распределитель воздухообогрева |
8116 Охладитель воздуха |
8104 Вентиляция кабины (кузова) |
8118 Вентиляторы |
8107 Крепление заднего отопителя |
8119 Воздухопроводы |
8108 Обогрев боковых стекол кузова |
8120 Трубопроводы |
8109 Управление отоплением (и вентиляцией) |
8121 Аппаратура регулирования контроля кондиционирования воздуха |
8110 Отопление кузова заднее |
8126 Обогрев стекла окна задка |
82 Принадлежности кабины |
|
8201 Зеркало заднего вида |
8207 Принадлежности |
8202 Поручни (держатели) (и крючок для одежды) |
8208 Отражатели света (световозвращатели) |
8203 Пепельница |
8212 Орнамент и декоративные надписи |
8204 Противосолнечный козырек |
8217 Ремни безопасности |
8205 Шторы |
8219 Место спальное |
84 Оперение |
|
8400 Оперение в сборе |
8406 Запор капота (замок и привод замка капота) |
8401 Облицовка радиатора |
8407 Навеска и упор капота |
8402 Капот |
8412 Шумоизоляционная накладка капота |
8403 Переднее крыло (и фартук крыла) |
8413 Люк заднего крыла |
8404 Заднее крыло |
8415 Обтекатель (спойлер) |
8405 Подножка |
|
85 Платформа |
|
8500 Платформа в сборе |
8506 Сиденья платформы |
8501 Основание платформы |
8507 Инструментальный ящик платформы |
8502 Боковой борт платформы |
8508 Тент платформы |
8503 Задний борт платформы |
8511 Брызговики платформы |
8504 Передний борт платформы |
8514 Крышка платформы |
8505 Запоры платформы |
8521 Крепление платформы |
86 Опрокидывающий механизм-платформа автомобиля-самосвала |
|
8601 Надрамник платформы |
8608 Масляный бак |
8603 Гидроподъемник |
8609 Маслопроводы |
Соответствующие изделия, имеющие одинаковое назначение и расположенные симметрично, нумеруются подобным образом - правые имеют четное окончание, а левые – нечетное. Например: рычаги регулировочные 64226-3502135 (левый), 64226-3502136 (правый).Аналогично обозначаются верхнее – нижнее или переднее – заднее изделия.
В соответствии с подразделением деталей на группы и подгруппы их произношение также подразумевает такое же разделение. Например, 5320-2201025-02 следует читать как «пятьдесят три, двадцать – двадцать два, ноль один, ноль двадцать пять – ноль два», однако в действительности очень часто семизначный номер произносится «по принципу телефонного номера» - «…двести двадцать, десять, двадцать пять…». Иногда группы, подгруппы и порядковый номер в обозначении детали для наглядности и правильного произношения разбивают точками. Например: 5320-22.01.025-02 крестовина карданного вала.
Нумерацию деталей или комплектов внутри подгруппы производят в возрастающем порядке по значимости и конструктивной зависимости деталей, например: карданной передаче 53366-2201006-02 присвоен меньший номер, чем входящим в её состав карданным валам 53366-2202010 и 5551-2201010-02, номера которых в свою очередь меньше, чем применяемые в их конструкции детали: 500А-2201049-11 фланец-вилка, 5336-2202086 подвесной подшипник, 5336-2202087 кронштейн подвесного подшипника, 4310-2205025-02 крестовина и т.д.
В каталоги, как правило, не включаются детали, входящие в технологические сборки отдельных узлов, сборка которых возможна только в специальных (заводских) условиях. Например, 6422-2205015 вал карданный представляет собой сварку карданной трубы с вилкой, где весь узел включаются в каталог, а детали, входящие в него, не указываются.
При введении в конструкцию новой детали ей присваивается свободный номер в той подгруппе, в которую она вводится. Однако также встречаются «анахронизмы» – например, рулевой палец и вкладыши автомобилей Урал-4320 должны принадлежать группе «34 - рулевое управление», но имеют номера 375-3003065, 375-3003058-10 и 375-3003059, т.е. они отнесены к группе «30 - ось передняя». Данное обстоятельство связано с тем, что детали и сборочные единицы, заимствованные от автомобилей старых моделей без какой-либо модификации, сохраняют свои прежние обозначения при применении в новых моделях. В указанном примере нумерация идёт от Урал-377 формулы 6х4 с неведущей передней осью. В случае изменения конструкции детали «анахронизм» заменяется современным номером. Так, в данном примере, после модернизации рулевого пальца к а/м Урал и улучшения его прочностных характеристик уже применяется номер 4320-3414065 (на этот раз принадлежащий группе «34 – рулевое управление»). В остальных случаях (при изменении конструкции существующей детали) к ее основному семизначному номеру добавляются после дефиса специальные индексы («суффиксы»), речь о которых пойдёт далее.
Часть 3. «Хвост»
При всех последующих изменениях определенной детали для обозначения её модификации после семизначного номера используется «суффикс». Суффикс, с одной стороны, оставляет деталь в её прежней конструктивной либо функциональной области, с другой стороны, отличает деталь от предыдущей модификации и указывает на их взаимозаменяемость либо невзаимозаменяемость. Суффиксы обозначаются цифровыми, буквенными, а также буквенно-цифровыми индексами: 5320-2205011-04 «вал карданный», 540-2201049-Б «фланец карданного вала», 130-2200023-Б2 «передача карданная».
В цифровой индексации суффиксы в пределах одного десятка (-01, -02, -03, …, либо -10, -11, -12, …, либо -20, -21, -22, … и т.д.) указывают на конструктивное изменение детали с сохранением взаимозаменяемости с предыдущими модификациями. Это может быть:
* улучшение технических характеристик детали. Так, модификация карданного вала 5320-2205011-04 отличается от предыдущей «…-03» применением усиленного подшипника, стопорных колец, полимерного покрытия шлицевой части и её телескопической защиты. Валы взаимозаменяемы;
* применение немодифицированной детали другого производителя. В автомобилях КрАЗ-6510 возможно применение карданного вала заднего моста 210-2201010-16 (производства ХЗКВ – херсонского завода карданных валов) либо 210-2201010-17 (производства ГЗКВ – гродненского завода карданных валов ОАО «Белкард»);
* применение модифицированной детали другого производителя. В карданных валах 75473-2201010 используются немецкие подшипники SKF (Ø65mm). Появление модификации 75473-2201010-02 обусловлено применением более мощных белорусских подшипников 804710АС10 (Ø72mm). Несмотря на то, что модификации были подвергнуты также крестовины, фланцы и вилки, в сборе данные карданные валы полностью взаимозаменяемы.
Суффиксы, принадлежащие разным десяткам (-01, -10, -20, -30, …), обозначают невзаимозаменяемость (хотя функциональное и конструктивное предназначение остаются прежними). Так, в автомобилях ЗиЛ-130 (ныне ЗиЛ-431410) с двухступенчатым редуктором заднего моста применялась карданная передача 130-2200023-02. С дальнейшим применением меньшего по размерам гипоидного редуктора потребовалось увеличить длину карданной передачи. Появившаяся модификация 130-2200023-11 не стала взаимозаменяемой с предыдущей «…-02», но сохранила свои функциональные и конструктивные особенности.
Вместо цифровых суффиксов некоторые производители применяют буквенные обозначения (-А, -Б, -В и т. д.) после семизначного номера детали. Данные индексы также указывают, что в конструкцию детали были внесены изменения. Обозначения -A, -A1, -A2, … указывают, что измененные детали сохраняют взаимозаменяемость с основной деталью (не имеющей буквы) и между собой. Детали, имеющие обозначения -Б, -Б1, -Б2, … не взаимозаменяемы с ранее выпущенными (не имеющими буквы) деталями и с деталями, имеющими обозначения -A, -A1, -A2, …, но взаимозаменяемы между собой.
В некоторых случаях прослеживаются аналогии между цифровыми и буквенно-цифровыми суффиксами. Например: передача карданная 130-2200023-02 соответствует 130-2200023-А2, а 130-2200023-11 взаимозаменяема с 130-2200023-Б2, аналогичные пары встречаются в 130В1-2200023-02 / …-А2 и 130В1-2200023-11 / …-Б2, также в 130Г-2200023-02 / …-А2 и 130Г-2200023-11 / …-Б2.
Детали или сборочные единицы, используемые только для ремонта, имеют буквенные приставки в конце семизначного номера -Р, -P1, -P2, … или -АР, -AP1, -АР2, …. Например, ВК24-1000100-АР — комплект поршневых колец ГА324 с увеличенным размером на 0,50 мм.
Другие правила нумерации
Существуют и другие установленные правила нумерации, например, крепежных деталей. Эти номера деталей не имеют ничего общего с семизначной нумерацией, но принимают самое непосредственное участие в креплении основных деталей и сборочных единиц.
Нумерация крепежных деталей.
Полный номер крепежных деталей
состоит из восьми цифр, разделенных на три части знаками косой дроби, например: 1/05170/73
- шайба пружинная, где 1 - постоянный отличительный индекс крепежной
детали (шайба); 05170 - основной номер детали, определяющий размерные
характеристики; 7 - шифр материала; 3 - шифр покрытия.
Шифр материала может иметь следующие значения:
0 - сталь 40; |
2 - сталь 80; |
4 - латунь; |
6 - медь; |
8 - неметаллические материалы; |
1 - сталь 50; |
3 - сталь 100; |
5 - легкие сплавы; |
7 - другие металлические материалы; |
9 - смешанные материалы (сборка) |
Шифр покрытия обозначает следующее:
0 - без покрытия; |
2 - хромирование; |
4 - лужение; |
6 - оксидирование; |
1 - цинкование; |
3 - фосфатирование; |
5 - блестящее никелирование; |
7 - специальное покрытие |
Обозначения покрытий метизов (нормалей)
Номер нормали имеет
шесть цифр и указание о виде покрытия. Применяемые виды покрытия имеют следующие обозначения
(суффиксы):
П - без покрытия |
П10 - лужение |
П1 - окраска в черный цвет |
П13 - хромирование блестящее с полировкой |
П2 - фосфатирование и промасливание |
П15 - оксидирование |
П4 - фосфатирование и окраска в черный цвет |
П16 - свинцевание |
П5 - омеднение |
П18 - цианирование |
П6 - никелирование и полировка |
П19 - латунирование |
П7 - кадмирование |
П22 - хромирование матовое |
П8 - цинкование |
П29 - цинкование и пассивирование |
П9 - воронение |
|
Например, деталь 250511-П8 обозначает шестигранную гайку, имеющую противокоррозионное покрытие П8, в данном случае — цинковое.