Автомобильный подвижной состав по назначению разделяется на грузовой,
пассажирский и специальный:
- к грузовому составу относятся бортовые автомобили, тягачи, самосвалы,
прицепы и полуприцепы, различающиеся по грузоподъёмности и назначению,
- к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, пассажирские
прицепы и полуприцепы, различающиеся по вместимости и назначению,
- к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы для
выполнения различных (нетранспортных) видов работ, транспортирующие специальное оборудование:
рефрижераторы, пожарные автомобили, автокраны, коммунальная техника, техника нефтегазодобывающей
отрасли и т.п..
Автомобильный подвижной состав классифицируется по степени приспособления к различным
дорожным условиям:
- дорожный, для работы по дорогам общей сети:
- предназначенный для работы по дорогам с покрытием и без него,
- повышенной и высокой проходимости – для систематической работы по неблагоустроенным
дорогам и бездорожью. В зависимости от конструкции делятся на классы: колесные, колесно-гусеничные,
полугусеничные, автомобили-амфибии и ТС на воздушной подушке.
- внедорожный (карьерный) – для использования вне дорог
общей сети в специфических условиях.
Для сертификации автомототехники, разработки стандартов, таможенных правил в РФ
используется международная классификация на основе рекомендаций ЕЭК ООН.
Аналогичный принцип закреплён и в российском ГОСТ Р 52051‑2003
«Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».
Согласно нее все автомобили, мотоциклы и прицепы разделены на 4 основные
группы: L, M, N, O.
- Категория М – механические транспортные
средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.
- Категория М1. Транспортные средства, используемые
для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не бол. 8 мест для сидения.
- Категория М2. Транспортные средства, используемые
для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, бол. 8 мест для сидения,
максимальная масса которых не превышает 5 т.
- Категория М3. Транспортные средства, используемые
для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, бол. 8 мест для сидения,
максимальная масса которых превышает 5 т.
АТС категорий М2, М3 дополнительно
подразделяют на:
- класс I - городские автобусы – ТС, оборудованные сиденьями и местами для
перевозки стоящих вне проходов пассажиров,
- класс II- междугородные автобусы – ТС, оборудованные сиденьями, но в которых
допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров,
- класс III - туристские автобусы – транспортные средства, предназначенные
для перевозки только сидящих пассажиров.
Категория N – механические транспортные средства,
имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.
- Категория N1. Транспортные средства, предназначенные
для перевозки грузов, имеющие макс. (полную) массу не бол. 3,5 т.
- Категория N2. Транспортные средства, предназначенные
для перевозки грузов, имеющие макс. (полную) массу св. 3,5 т, но не бол. 12 т.
- Категория N3. Транспортные средства, предназначенные
для перевозки грузов, имеющие макс. массу (полную массу) бол. 12 т.
Для седельных тягачей, входящих в категории N1, N2, N3, предназначенных
для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают
сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической
вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство,
а также в случае необходимости максимальной массы груза тягача.
Категория О – прицепы (включая полуприцепы).
- Категория O1. Прицепы, максимальная масса которых
не более 0,75 т.
- Категория О2. Прицепы и полуприцепы, максимальная
масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
- Категория О3. Прицепы и полуприцепы, максимальная
масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
- Категория О4. Прицепы и полуприцепы, максимальная
масса которых более 10 т.
Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве
разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической
вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси(ей), когда полуприцеп с центральной
осью присоединен к тягачу и максимально загружен.
Прицепы (полуприцепы) категорий О2, О3, O4 дополнительно
классифицируют по типам:
- полуприцеп – буксируемое АТС, ось(и) которого расположена(ы)
позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованное седельно-сцепным
устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач. Одна или
более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицеп – буксируемое АТС, оборудованное по меньшей мере
двумя осями и тягово-сцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по
отношению к прицепу и управляет направлением передней(их) оси(ей), но передает незначительную
статическую нагрузку на тягач. Одна или более осей полуприцепа могут быть ведущими
с приводом от тягача;
- прицеп с центральной осью – буксируемое АТС, оборудованное
тягово-сцепным устройством, которое не может двигаться относительно тягача в вертикальной
плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа
таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая
10% массы прицепа или 10 кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу. Одна
или более осей могут быть ведущими с приводом от тягача.